Отключить


Система организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

Цель:  обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников Учреждения с ограниченными возможностями здоровья, исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачи:

— выявление и ранняя (с первых дней пребывания воспитанника в Учреждении) диагностика отклонений в развитии;

— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

— выявление резервных возможностей развития воспитанника;

— определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в Учреждении возможностей;

— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие воспитанника, динамику его состояния, динамику оказания специальной (коррекционной) помощи, оценку ее эффективности;

— разработка рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) воспитанника для обеспечения индивидуального подхода в процессе специальной (коррекционной) помощи.

Особенности организации обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (в рамках компетенции образовательного учреждения)  

осуществляется специалистами ПМПк по инициативе родителей (законных представителей) ребенка или сотрудников Учреждения с согласия родителей (законных представителей) на

основании согласия родителей (законных представителей) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение воспитанника МБДОУ «Детский сад №13 г. Выборга». 

2. Плановые заседания ПМПк проводятся под руководством председателя 3 раза за учебный год (в начале, середине и конце учебного года). Внеплановые заседания ПМПк проводятся по мере необходимости или по запросу родителей (законных представителей). Родители (законные представители) детей имеют право присутствовать на заседание ПМПк.

3. Работа ПМПк осуществляется на основании коллегиального заключения специалистов МБУ «Центр диагностики и консультирования» (далее — ЦДиК), согласия родителей (законных представителей).

4. Специалисты ПМПк в ходе заседаний:

                     плановых:

— определяют индивидуальные маршруты психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников;

— вырабатывают согласованные решения по определению программы специальной (коррекционной) помощи;

— оценивают динамику развития ребенка и корректируют ранее намеченный маршрут сопровождения.

              внеплановых:

— решают вопрос об экстренном комплексном, всестороннем обсуждении проблем детей с ограниченными возможностями здоровья по выявленным обстоятельствам;

— корректируют ранее проводимую специальную (коррекционную) помощь в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;

— решают вопрос об изменении специальной (коррекционной) помощи в рамках возможностей, имеющихся в Учреждении.

5.  Обследование детей проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на воспитанника.

6. На заседании ПМПк:

— Специалисты обсуждают индивидуальные заключения, по итогам обследования каждого ребенка, составляют коллегиальное заключение, содержащее обобщенную характеристику структуры психофизического развития воспитанника (без указания диагноза) и рекомендации по оказанию специальной (коррекционной) помощи.

— На период реализации рекомендаций, специалистами ПМПк разарабатывается индивидуальный маршрут специальной (коррекционной) помощи ребенку.

— Медицинская сестра готовит анализ развития ребенка из медицинской карты.

7. По данным обследования специалистами ПМПк:

—  Составляются индивидуальные заключения и разрабатываются рекомендации: педагога-психолога; учителя-дефектолога; учителя-логопеда.

8. Воспитатель, представляющий ребенка на ПМПк, готовит педагогическое представление на данного ребенка.

9. Медицинская сестра, представляющая интересы ребенка в Учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей), направляет ребенка в детскую поликлинику.

10 Коллегиальное заключение ПМПк доводится до сведения родителей (законных представителей) ребенка председателем ПМПк в доступной для понимания форме. Предложенные рекомендации реализуются только с согласия родителей (законных представителей) ребенка.

11. При отсутствии в Учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) ребенка обратиться в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.

    Говоря об организации обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо отметить, что обратиться за консультацией к специалистам МБДОУ и получить необходимые рекомендации могут все желающие родители воспитанников нашего МБДОУ.

 

Система индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи.

п/п Формы коррекционной работы Цели и задачи Кто проводит Сроки
1. Углублённое тифлопедагогическое обследован.

 

Углубленное логопедическое обследование

 

Психологическое обследование

 

 

Определить структуру и степень выраженности имеющегося  дефекта

 

Выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка.

 

Раннее выявление отклонений в развитии; определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также определение степени выраженности нарушения; выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка.

учителя-дефектологи

 

учителя-логопеды

 

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

2 Индивидуальные занятия с учителем-дефектологом

 

 

Индивидуальные логопедические занятия с детьми

 

 

Индивидуальные занятия с педагогом-психологом

Развитие зрительного восприятия в системе полисенсорного взаимодействия анализаторных систем. Развитие компенсаторных способов восприятия предметного, природного, социального окружения.

 

Коррекция нарушений звукопроизношения, развитие фонематического слуха и слоговой структуры, активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.

 

Воспитывать  активную, социально полезную личность, прививать  качества гражданина, формировать позитивную  «Я — концепцию».

 

учителя-дефектологи

 

 

 

учителя-логопеды

 

 

педагог-психолог

 

 

 

В течение

учебного года

 

 

 

 

Ежедневно

3 Подгрупповые дефектологические  занятия

 

 

 

Подгрупповые логопедические занятия

 

 

Подгрупповые психологические занятия

Восстановление, развитие, стабилизация нарушенных зрительных функций у детей, развитие  зрительного восприятия и речи, формирование навыков ориентировки в пространстве, формирование предметно-социального опыта детей.

 

Формирование связной речи, словарного запаса, грамматического строя, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений

 

Укреплять психологическое здоровье детей.  Улучшать отношения среди детей, устранять негативные проявления, искоренять  вредные привычки.    Создавать атмосферу сотрудничества и взаимодействия.

учителя-дефектологи

 

 

 

учителя-логопеды

 

 

педагог-психолог

 

 

 

В течение      учебного

года

 

Ежедневно

Модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий.

Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, которая позволяет ему максимально быстро преодолеть нарушения развития. Ребенок должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования в МБДОУ вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи и воспитатели групп, но и в равной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: медицинский персонал, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, семья.

Но всего лишь задействовать в коррекционно-образовательной работе все перечисленные силы мало. Самое главное — довести до каждого из звеньев этой цепи смысл предстоящей работы. А заключается он в следующем:

  1. Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в зрительном и (или) речевом развитии), а с другой — в слаженном взаимодействии между собой.
  2. Каждый из участников процесса формирования коррекционно-образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо быть этому пространству, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.
  3. Очень важно, чтобы медицинский и педагогический персонал дошкольного образовательного учреждения и родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы. Основную часть этого инструментария составляют специальные психолого-педагогические знания, необходимые взрослым для понимания важности и механизмов влияния их на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.
  4. Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего пространства дошкольного образовательного учреждения на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно — от простого к сложному; от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы.
  5. Само формирование общего, единого развивающего пространства происходит поэтапно. Сначала осуществляется два параллельных процесса: становление ПМПк, взаимодействие узких специалистов детского сада, тифлопедагога и учителя-логопеда — с одной стороны, и установление взаимодействия всех педагогов детского сада и родителей — с другой. Затем осуществляется многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий

 

Медицинский персонал Учитель– дефектолог Учитель – логопед Педагог – психолог Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре
Врач – педиатр: организация медицинской диагностики и проведение её отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации и специализацией, организация и контроль антропометрии,  контроль за организацией питания детей, разработка медицинских рекомендаций другим специалистам.

 

Медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно – гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием  воспитанников.

педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми в соответствии с избранными программами.

 

логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребёнком.

 

психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.

 

определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций учителя, психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т.д.).

 

реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, театральной терапии с учетом рекомендаций педагога – психолога.

 

реализация используемых программ физического воспитания, реализация индивидуальных маршрутов в соответствии с рекомендациями врача-педиатра и специалистов.